активное, целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало, по представлениям виталистов, присущее живым организмам и определяющее их жизнедеятельность
в философии Аристотеля и схоластике — целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, нематериальное активное начало, превращающее возможность в действительность
душа по отношению к телу с точки зрения Аристотеля
(греч., от entelej - оконченный, и achein - иметь). Самозаканчивающаяся деятельность, принимаемая Аристотелем в смысле, равносильном монаде Лейбница.
гр. entelecheia - филос. у Аристотеля: нематериальная сила (форма), образующая материю; у виталистов: нематериальная "жизненная сила". Ср. витализм.
греч. entelecheia, от en telei echein. Непрерывная, неутомимая деятельность, преимущественно духа; у Аристотеля: высшая, сама себя определяющая энергия или свободная деятельность, имеющая цель в самой себе.
по Аристотелю, все то, что образуется из самого себя и для своего довершения не требует пособия извне; по Лейбницу - совершенная индивидуальность.
1) в философии Аристотеля, в схоластике и в телеологии - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, действующая причина, превращающая возможность в действительность; 2) у некоторых сторонников витализма - особое фантастическое нематериальное жизненное начало, направляющее развитие организмов
в философии Аристотеля и схоластике - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, нематериальное активное начало, превращающее возможность в действительность
Активное, целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало, по представлениям виталистов, присущее живым организмам и определяющее их жизнедеятельность.
Душа по отношению к телу с точки зрения Аристотеля.