, исторический. хирономическому жесту византийской традиции, последовательность которых использовалась для указания певцам ритма, динамики и характера исполнения песнопений.
ru (муз.)
Уже во второй половине XIX века, ― продолжает ученый, ― группа немецких исследователей, занимавшаяся расшифровкой византийских невм, вплотную занялась хазами.
Памятники старовизантийской нотации содержат невмы двух видов — малые и большие, среди которых особо заметное место занимает «исон», обозначающий повторение тона, что свидетельствует об относительной простоте песнопений, тяготеющих к типу псалмодии.
Из 47 шартрских невм лаврского кодекса несколько (13) используются в нотации демественной: это апостроф, вария, дио, оксиа, пиасма, лигисма круглая и угольная, параклитики и ревма, петасти, псилон, ставрос, хамилон. Греческие названия знаков не были приняты в певческом обиходе и музыкальной теории — они были заменены русскими, соответственно: запятая и ометный знак, палка, статья, сложитье, сложитье закрытое, параклит, крюк, запятая и крюк, сорочья ножка, крыж, знак ключа.